Одним из самых примечательных и необычных частных музеев в Юрьевце является музей-театр «Истоки». Открытие музея состоялось в 1996 году. Автором и руководителем его стала Татьяна Эльвиновна Улитова.
Экспозиция музея «Истоки» состоит из необычных предметов, которые классифицированы по самым разным направлениям: картины прижигания по ткани или лоскутной живописи, коллекция традиционных тряпичных кукол, которые изготовлены по образу исторических и литературных героев самого разного времени, тестопластика из слоеного теста – сувениры, славянские обереги, колокола, роспись по стеклу, выставка портьерных кукол, посвященных славянской мифологии, скульптурный текстиль под названием «Кукла-портрет».
Одной из самых популярных экспозиций является выставка тряпичных куколок, ведь с древних времен русская кукла, выполненная из тряпичных материалов, всегда была неповторима, популярна и самобытна. Именно эта кукла особенно похожа на человеческую судьбу, в которой присутствует почитания, признание и даже изгнание. На протяжении довольно продолжительного забвения многие вспомнили, что русские люди имеют свои самобытные истоки, уничтожить которые невозможно.
Тряпичная кукла быстро стала традиционной и на протяжении долгого времени несла в себе культурную память, что сделало ее еще более глубокой и яркой, чем большинство других игрушек. В музее-театре есть уникальная коллекция тряпичных самодельных кукол-домоделок, причем каждая из таких кукол несет в себе огромную энергетическую память всех наших предков. Одной из таких кукол является Гречуха, которая уже давно является подлинным символом крестьянского быта. Эту куклу ставили в специально предназначенный для икон красный угол. Важно понимать, что прошлые поколения приложили много усилий для того, чтобы эта кукла стала той, которой она стала сегодня. Гречуха наряжалась в самые разные костюмы, чаще всего красного цвета, при этом ее платья украшались с помощью лент, бусинок, цветных лоскутков, что отражало денежное состояние отдельной семьи. Всех кукол объединяло только одно: под ее подолом находился мешочек, наполненный гречкой, поэтому в зимние месяцы было принято добавлять в еду детишкам по столовой ложке гречке в тарелку с едой. В весеннее время 26 мая на праздник Акулины Гречишницы было принято сеять гречку, при этом начитать следовало именно из этого мешочка, который хранил в себе всю силу Матушки-земли.
Авторской разработкой директора музея Татьяны Эльвиновны является лоскутная живопись, представленная прижиганием синтетических тканей на бисерную основу с некоторыми элементами вышивки. Помимо этого на панно имеются небольшие фрагменты «объемного» и «гофрированного» прижигания – именно эти элементы делают панно неповторимым и настолько объемным. Например, на панно под названием «Древний город» содержит в себе более четырехсот самых разных оттеночных тканей.
Что касается японской миниатюры, то она выполнена на атласной основе при помощи атласных тканей за счет самого различного положения самой ткани, поэтому получаются разные оттеночные цвета. Такая миниатюра была сделана скорописью на тонкой рисовой бумаге с помощью красок и иероглифов.
Еще одной разновидностью кукол стали свадебные куклы, которые дарились молодым с день свадьбы.
Кукла Спиридон изготовлялась к 12 декабря, ведь в этот день праздновали День Спиридона – греческого святого, который в сражении за Солнце всегда был на стороне Добра и всегда выигрывал сложный бой с Тенью. Еще с древности люди помогали этому богу выигрывать бой, совершая обряды и заклинания, а также изготавливая куклы. Кукла Спиридон являлась символом обращения людей к Солнцу и силам Вселенной и Природы. При кукле всегда было колесо, которое заключало в себе мужское начало, при этом имеющиеся узелки олицетворяли женское начало.
Немного людей знает, что Коляда была реальной личностью, которая жила за 7 тысяч лет до нашей эры. Данная кукла также есть в коллекции музея и является особенно популярной.