Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в начале XIX века по указу императора Александра I. Точный год основания неизвестен. По одним данным, это 1804 год, по другим — 1814-й.
В архитектуре храма переплетаются не только барочные и классические формы, но также древнерусские архитектурные приёмы – как пятиглавие. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена.
Главный престол в XIX в. был посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, правый – апостолам Петру и Павлу, левый – Николаю Чудотворцу.
В XX столетии внутреннее убранство храма было уничтожено. Священников разогнали, а внутри храма организовали завод. К счастью, архитектура церкви и живопись не пострадали.
В 1991 году были восстановлены главы и обновлена кровля.
Церковь в своём роде уникальна. Её высота сопоставима с девятиэтажным домом. С холма, на котором стоит храм, открывается прекрасный вид на Горьковское водохранилище.
Поражает и внутреннее убранство. Площадь всех фресок составляет пять тысяч квадратных метров!
Осенью 2007 г. в селе Катунки, Чкаловского района, Нижегородской области, состоялось освящение собора. Чин освящения совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После освящения владыка провёл Божественную литургию.
На службе собрались жители села и близлежащих населенных пунктов, а также благотворители и попечители храма.
Перед освящением владыка Георгий обратился к верующим со словами:
«Самое дорогое, что есть у человека, он должен отдавать Богу. Некогда храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы имел величественный вид, но в XX веке был практически разрушен. Сегодняшнее возрождение храма — это дело покаяния. Мы каемся не только в своих грехах, но и в проступках наших отцов и дедов. Так помолимся Богу о том, чтобы принесение бескровной жертвы, которое мы совершили сегодня, творилось здесь и впредь, и во веки веков».
В настоящий момент реставрация храма практически завершена, его внутреннее убранство — великолепно.
Неизвестно, кто расписывал храм в XIX веке. Одни историки называют итальянских мастеров, другие – известного Арзамасского художника Александра Ступина.
Нынешнюю роспись храма восстанавливали владимирские и нижегородские мастера во главе с реставратором из Владимира: Некрасовым В.И..